Классный час «Доброта – солнце согревающее сердце человека»
Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание
личности ребёнка.
Задачи:
раскрыть
положительные стороны доброты;
побудить
к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
сформировать
в сознании детей понятие “доброта”;
воспитывать
стремление совершать добрые дела;
развивать
мышление, умения выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
1. Вводная беседа.
Учитель: Добрый день! Начинаем наше занятие. Нам понадобятся хорошее
настроение, внимание, память. Вы готовы? Тогда начнём. Мы начнем наше занятие с
одной удивительной песни.
Послушайте
её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час.
Звучит
фонограмма песни “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда”
или фрагмент мультфильма (видеозапись).
Учитель: Вы послушали песню. О чём она? (О добре, о друзьях…) Как вы
думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей) Верно, о доброте. А
как вы понимаете это слово? (Что-то хорошее, светлое) Доброта – это чуткость,
отзывчивость, хорошее отношение ко всему вокруг.
Учитель - Какого человека можно назвать добрым?
(Добрый
человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на
помощь.
Добрый
человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю
стужу.
Добрый
человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с
товарищами и взрослыми.)
Учитель - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея
Ивановича Ожегова.
Доброта -
это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим.
Он
отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный,
доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный,
добросовестный.
Наверное,
по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
2. Игра «Сказочный герой — добрый или злой?»
Все вы
любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и
зла.
В сказках
встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного
героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.
Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка,
Баба – яга, Золушка, Мальвина.
У. - Как
вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
3. Игра в слова.
А сейчас
давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по
значению:
Плохо -
хорошо
Зло –
добро
Война -
мир
Жадность-
щедрость
Грубость
– вежливость
Жестокость
– ласка
Ложь -
правда
Предательство
- преданность
У. - В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в
реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый
след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом,
вырастил сад и воспитал ребёнка.
У. - Значит не только слова должны быть добрыми , но и дела.
У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в
классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
4. Беседа о вежливых словах.
У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать
наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)
У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей:
“доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?
(С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Добрые
слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы
окружающим.
Слова
чудеснейшие эти
Услышать
каждый очень рад;
Добреют
взрослые и дети
И
улыбнуться всем спешат.
5. Игра «Вежливые слова»
У. - Давайте поиграем. Я прочту стихотворение, а вы доскажите
подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано
кем-то просто и мудро -
При
встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет
старый пень,
Когда
услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик
вежливый и развитый,
Говорит,
встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает
ледяная глыба
От слова
доброго ... (“Спасибо!”)
Когда
бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во
Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам
с большой любовью
Желаю… (Крепкого
здоровья.)
Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может
нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
6. Работа с пословицами.
Доброта -
это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и
поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из
них:
1. Не
одежда красит человека, а его добрые дела.
2. Доброе
слово лечит, а злое калечит.
3. Что
посеешь, то и пожнёшь.
4. Жизнь
дана на добрые дела.
4. Не
хвались серебром, хвались добром.
5. Не ищи
красоты — ищи доброты.
7. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.
Вытяните
руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам
сейчас скажу. (Включить мелодию)
Нарисуйте
в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе
ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От
него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.
Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое
сердце.
Почувствуйте,
как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы:
силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется
удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно
становится вашей душе...
Вас
обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Одарите этот цветок добра своим близким. Дуньте на свои ладони.
8. Итог классного часа.
У. - О
чём говорили на занятии?
Вы ещё
дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля
красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми,
трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.