"Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімі Жолымбет кентінің №1 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №1 п. Жолымбет отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Народные сказки и легенды» 2 класс

27.02.2018

Разработка урока по музыке

на тему: «Народные сказки и легенды»

2 класс

 

 

«Прозвенел  звонок веселый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать,

рассуждать

И друг другу

помогать».

 

Хорошо, что солнце светит?

(изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер?

(изображают ветер)

Хорошо в краю родном?

(разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом?

(изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо

кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо!

(хлопают в ладоши)

Хорошо

быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы)

Хорошо!

 

Урок мы начинаем  с

исполнения попевки - приветствия.

«Добрый день! Добрый час!

Я приветствую всех вас!

Салем, привет, hello!

 

-«Часики»

-«Звукоряд»

-Упражнение для дыхания «Цветок».

 

Стартер (стикеры)

Ребята, для вас приготовлены стикеры, пройдите и возьмите по

одному стикеру.

Прочтите, что написано на стикере ……….

Песня, танец,

сказка, легенда, обычаи – все это можно назвать одним словом…каким? (фольклор)

Фольклор — это произведение

устного народного творчества песни, танцы, сказки. легенды, обычаи, которые

передаются из поколения в поколение.

А, сейчас, давайте подумаем, с какими жанрами фольклора мы будем

знакомиться на уроке?

Вы мне называете жанры, которые записаны на стикерах, а я вам говорю

тепло- холодно.                                                                                                                   

Правильно! Сегодня мы будем говорить о сказках и легендах.

Мы вместе узнаем, чем отличается сказка от легенды. Научимся играть на

шумовых инструментах, соблюдая темп и ритмический рисунок и представлять свою

творческую работу.

 

Народ всегда сочинял сказки и легенды. В чем же их отличие? Легенды

описывают реальные события, но они преувеличиваются, добавляется много вымысла.

Обычно их рассказывали бродячие сказители, каждый из которых добавлял в рассказ

новые элементы. Музыкант - кюйши перед исполнением кюя рассказывал  содержание легенды и только потом произносил:

«А теперь послушаем, как расскажет об этом домбра…»

 А в сказках персонажи и сюжеты

полностью вымышленные, много волшебных явлений.

 

Сказка - это

волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами.

- Кто знает,

чем обычно заканчиваются сказки?

Кто думает

по другому?  (Молодец!) 

- Итак, мир

сказок! Мир таинственный, загадочный, прекрасный и неповторимый.

Сказки – это

«душа народа». Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие

странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету.

Издавна сказки

были близки и понятны простому народу. И всегда в сказках торжествовала

справедливость, а добро побеждало зло.

Ребята, а вы любите сказки?

А какие сказки знаете вы?

 

Сейчас вам предстоит

выполнить  творческое задание:

Прочитать стихотворные строчки

Ваша задача – вспомнить название сказки:

1. Летела

стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

 

2. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит –

Это доктор …                    (Айболит)

 

3. Нашла

однажды мышка

Совсем пустой

домишко.

Стала жить да

поживать,

Да жильцов к

себе пускать.  (Теремок)

 

4.Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.  (Колобок)

 

5.Ровно в полночь убежала

И, споткнувшись, потеряла

На балу у короля

Туфельку из хрусталя.    (Золушка)

 

6.Чтобы вырвать этот овощ

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил.   (Репка)

 

7.Уплетая калачи,

Едет парень на печи,

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?  (По

щучьему веленью)

 

8.Фруктово – огородная страна

В одной из книжек – сказок есть

она,

А в ней герой – мальчонка

овощной,

Он храбрый, справедливый,

озорной.       (Чиполлино)

 

Представление

творческих работ и оценивание (звезда).

 

Физминутка

«Ежик».

 

А, сейчас, мы просмотрим интересную

сказку.

Просмотр мультфильма.

Кто

из вас самый внимательный?

 Как называется

сказка?

(«Бай – музыкант»)

Ребята, а кто такой

Алдар косе?

Алдар-Косе

- герой казахских народных сказок. Сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе

защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных

богачей, лентяев, глупцов. 

 

-Можно

ли назвать бая музыкантом?

Какой

музыкальный инструмент был у бая?

……

ДОМБРА.


Домбра занимает особое место

в казахской музыкальной культуре. Это самый любимый и распространенный в народе

инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользовались уважением в

народе.

А, сейчас, я расскажу вам древнюю легенду.

Послушайте ее внимательно.

В далекие

времена в бескрайних казахских степях жил музыкант по имени Кетбуга. Он сочинял

прекрасные мелодии и искусно исполнял их на домбре. Однажды на казахскую землю

казахов напало войско Чингиз-хана, превращая в пепел белые города, разоряя

аулы, Был у Чингиз-хана сын Жошы,очень похожий на своего отца. Любимым занятием

Жошы была охота. В те времена в казахских степях водилось много куланов – диких

коней. Быстры как ветер были те куланы. Однажды на охоте Жошы заметил Аксак

Кулана (Хромого кулана), рядом с которым пасся маленький куланенок. Увидев

добычу, ханский сын погнался за ними. Быстро бежал Аксак Кулан, хотя и был

хромым, но куланенок едва поспевал за ним. Прицелился ханский сын и выстрелил в

куланенка. Как вихрь налетел Аксак кулан на ханского сына и выбил его из седла.

Это была его последняя охота.

Долго ждал

Чингиз-хан своего сына, но сын не возвращался. Тогда он грозно сказал слугам:

«Если кто-нибудь принесет мне плохую весть о сыне, я залью ему в глотку

расплавленным свинцом». Слуги хана долго бродили по степи в поисках Жошы. И

вдруг увидели его бездыханное тело. Испугалась ханская свита. И тут вдруг они

услышали звуки печальной мелодии. Это домбрист Кетбуга оплакивал горькую участь

своего народа. Обрадовались ханские слуги? Вот кто спасет нас! И приказали

Кетбуге рассказать хану о смерти сына. Ни слова не сказал Кетбуга хану, а

только заиграл на домбре. И понял Чингиз-хан музыку домбры, понял, что потерял

сына, но музыкант не сказал ни слова! Приказал тогда хан казнить  домбру и залить ее расплавленным свинцом.

Заплакал Кетбуга. Жалко было ему расставаться со своей домброй. С тех пор живет

в народе эта легенда – о домбре, которая погибла, но спасла своей музыкой жизнь

другу кюйше Кетбуге.

Прослушать кюй  «Аксак кулан».

Что вы услышали в

музыке?

-На что еще  были похожи звуки домбры?

(на топот копыт

убегающего кулана).

 

Когда в сказках

побеждает добро, кто помогает нашим героям?

(это добрые

волшебники)

 

И сейчас мы разучим песенку о волшебниках.

 

Разучивание песни о волшебниках.

-внимательно прослушать.

Какая песня по характеру?

-разучить текст;

-разучить по фразам;

-прохлопать ритм;

-аккомпанировать на

щумовых инструментах.

 

Дома вы хорошо

выучите  слова песни.

 

Сейчас мы закрепим с вами умение играть на

шумовых инструментах.

«Веселый оркестр».

(Молодцы!)

 

Итог урока: Ребята, о каких жанрах фольклора мы сегодня

говорили на уроке?

- Сказки и легенды.

-Чем отличается

сказка от легенды?

-Какую сказку вы

просмотрели на уроке?

-Чему учат нас

сказки?

-А какую легенду вы

прослушали?

-Кто сочинил кюй «Аксак

кулан»?

 

Рефлексия.

Возьмите нотки трех цветов.

- Если вам урок понравился и все у вас получалось вы прикрепляете

с помощью магнита на нотный стан ноту розового цвета.

-если вам урок понравился, но у вас были затруднения в

выполнении заданий -  желтую нотку.

-Если вам урок не

понравился, вы испытывали затруднения  -

ноту синего цвета.       

 

Спасибо

за урок!

 

Просмотров: 279

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст